Сегодня в Народном календаре

Окт 14

Поиск по сайту

Архив метки народные приметы

15 апреля (2 апреля) — Тит-Поликарпов день

Народный календарь продолжает развивать тему весеннего половодья, обращая особое внимание на то, с какой интенсивностью тает снег, как ведет себя лед на набухших реках и пр.

Народные приметы на Тит-Поликарпов день:

***

Если с Марьи на Поликарпов день разольется полая вода, жди больших трав и раннего покоса.

***

Когда вешний лед по озерам и затонам не тронется, а потонет, год будет тяжелым.

***

Если весенняя вода течет медленно — будет тяжело.

***

Коли лед не ушел, то лов рыбы будет плохим.

*


Изображение: С.Ф. Колесников. В начале весны. (В Подольской губернии). 1911

14 апреля (1 апреля) — Марья — пустые щи.

День этот прослыл как пустые щи т.к. выходит запас капусты, изводится кислая капуста, нечем заправлять щи.

Щи – хоть портянки полощи!

 

Народные приметы на Марью:

***

Если на Марью разлив, то травы будет много и покос ранний.

***

Если на Марью лед сходит быстро — год будет легкий, хороший.

*


Изображение: Алексей Саврасов. Ранняя весна. Половодье. 1893.

 

Узнать больше про Марью — пустые щи.

12 апреля (30 марта) – Иоанн Лествичник

В день Иоанна Лествичника во многих губерниях пекли особые длинные лепешки с выложенными сверху из того же теста перекладинками. Их называли «лесенками». В народной культуре лестница символизировала путь наверх, в небеса. Поэтому в поминальной обрядности выпекали «лесенки», чтобы помочь душе, покинувшей мир земной, достичь Престола Божия. В день Иоанна Лествичника такие лепешки пеклись «для будущего восхождения на небо». Широко использовались они и в праздник Вознесения Христова.

Крестьяне кланялись Лествичнику, чтобы дожди на землю сошли, чтобы зеленые ростки скорее ввысь поднимались.

На Иоанна Лествичника, говорят:

домовой бесится — празднует наступление весны.

По словам крестьян, домовой делал это своеобразно, согласно своей «нечистой» природе: бесился до полуночи, пока не запоет петух, сбрасывал шкуру, подкатывался хозяевам под ноги и т. п. Домового в день Лествичника обязательно надо было ублажить — угостить лепешкой, корочкой круто сваренной каши. Тогда домовой будет оберегать скотину в хлеву и в поле, и благоволить к обитателям дома.

 

Народные приметы на Иоанна Лествичника:

***

Средний срок начала тяги вальдшнепов.

***

Если тяга вдруг прекращается, жди скорого похолодания или снега.

***

Если первый гром при сильном ветре – холодная весна, при восточном – сухая и теплая, при западном – мокрая, при южном – теплая, будет много червей и насекомых.

*


Изображение: Волков Ефим. В лесу. По весне. 1877 г.

11 апреля (29 марта) – Берещенье

День березы. Крестьяне выходили в этот день «слушать деревья» — обычно в это время начинается сокодвижение.

С березой в народе связано многое – поделки из березы, самыми лучшими дровами считаются березовые, берестяные грамоты, банные веники из березы.

Народные поверья про березу:

***

Под березу выливали воду, в которой купали больных детей – считалось, что после этого они быстро восстанавливаются.

***

К приносили вещи больных – чтобы забрала хвори и болезни.

***

Березовым соком поили больных. Считается, что он чистит кровь.

*

 

Народные приметы на Берещенье:

***

Какая погода 11 апреля, такой же она будет и 11 октября.

*


Изображение: С.В. Герасимов. Весна пришла. 1940

28 марта (15 марта) – Агапий

На Агапия волчицы начинают щениться.

Народные приметы на Агапия:

***

Новолуние до Агапия предвещает раннюю уборку хлеба.

*

24 ноября — Фёдор студеный

Фёдор Студит. Фёдор студеный

Народные приговорки на Фёдора студёного:

***

С Федора Студита зима сердита.

***

Федор студит землю студит.

***

Со Студита стужа что ни день, то хуже.

***

Придет Федор Студит — все остудит.

***

Федор Студит на дворе студит, в окошко стучит.

***

На печке да около горячих щей и на Студитов день не застудишься.

***

Федоровы ветры голодным волком воют.

***

Федор — не Федора: знобит без разбора. (Федора — 24 / 11 сентября).

Федоры Студиты к Филипповкам, посту Рождественскому, студеную дорожку торят.

 

Народные приметы на Фёдора студёного:

Если день Федора Студита тёплый — зима будет тёплая, если же холоден — то вся зима холодная.

19 августа — яблочный Спас

Сегодняшний день, 19 августа, как правило, упоминают как праздник Преображения Господня, или второй Спас, или яблочный Спас.
В дохристианские времена существовало много Спасов – медовый, грибной, ореховый, хлебный,  ягодный.  До того, как это день стал православным праздником, славяне праздновали в этот день праздник сбора урожая и совершали в этот день ритуал благословления плодов. Кроме того, в праздник урожая поминали души погибших воинов.
Уже потом, в праздник, ставшим христианским, добавилось красок – и ритуалов и прибауток. До яблочного Спаса яблоки есть было не принято, считалось, что на том свете детям не достанется спелых яблок, родители которых не удержались и скушали яблочко. Ну и в церквях сегодня повсеместно служат праздничные службы и освящают яблоки, после чего, считается, что можно вволю кушать яблочки.
С праздником Вас и сладких яблочек!

Зарево раннее,
День про запас.
Небо бескрайнее.
Яблочный спас.
Куполом радуга,
Птица — крестом.
Августу рады, да
Осень потом…

Глупые, бедные,
Выпросим мы
Денежки медные
Скряги-зимы:
Листья напрасные,
Всполохи глаз,
Яблочки красные,
Яблочный Спас!!!

*автор неизвестен

Народные приметы для 19 августаесли в этот день сухо, то и вся осень будет без дождей, а если на яблочный Спас дождливо, то и осень жди дождливой.

14 октября — Покров

14 октября (1 октября ст. стиль)

Покров Пресвятой Богородицы

Покров Пресвятой Богородицы — один из самых почитаемых праздников на Руси. Он был установлен ещё при князе Андрее Боголюбском около 1164 года. Русская церковь в этот день вспоминает о явлении Богородицы во Влахернском храме Константинополя в 910 году, когда городу угрожали сарацины. Во время всенощного бдения в храме святой Андрей Юродивый и ученик его Епифаний увидели Богоматерь, парящую в воздухе и простиравшую над прихожанами своё головное покрывало (омофор). Она обратилась к Господу с молитвой о спасении мира и избавлении христиан от постигшего их несчастья и страданий. В честь этого чудесного видения и был установлен праздник.

Русский народ создал свои легенды о заступничестве Божией Матери, о Ее покровительстве больным и обездоленным. В этот день к Ней обращались с молитвой: «Мать Пресвятая Богородица! Покрой мои скорби и болезни Твоей фатою».

Девушки на выданье накануне Покрова, ложась спать, молили Богородицу о женихах: «Мать Богородица, покрой меня, девушку, пеленой своей — идти на чужую сторону!» или «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком (женишком)!» Эти же слова обычно произносили и невесты в день праздника на утренней службе в церкви, где обязательно ставили по свечке перед иконой Божией Матери. Молитва-заклинание строилась на смысловой ассоциации (параллелизме): земля покрывается в этот день первым снегом, голову невесты покрывают свадебным платком, покрывалом или фатой.

Покров в народе считали девичьим праздником: ведь он приходился на свадебную пору. Действительно, это было самое подходящее время для сватовства и свадеб. Завершены работы в поле, собран урожай, заготовлены съестные припасы, в семьях достаток. Не случайно не только день Покрова, но и весь октябрь получил название «свадебника». Да и многие приметы этого дня также были связаны со свадебной тематикой: «Если на Покров выпадет много снегу, то будет много свадеб», «Если снег выпадет на Покров — счастье молодым».

Про Покров ещё говорили: «Конец хороводам, начало посиделкам». Наступали сроки осенних и зимних вечерок, девичьих посиделок и бабьих супрядок, «засидок» (пряхи по ночам засиживались). С этого дня и молодёжные гулянья с улицы переносились в избы.

Девушки старались, чтобы праздник прошёл весело, ибо существовала примета: «Если Покров весело проведёшь — дружка милого найдёшь». Собираясь на покровскую вечерку, в специально снятую по такому случаю избу, они наряжались, брали с собой съестные припасы для приготовления в складчину подобающих празднику угощений. Придя в избу, девушки варили кашу, курицу с лапшой, пекли блины, жарили яичницу и пр. Позднее к ним присоединялись парни, которые приносили гостинцы — пряники, конфеты, орехи.

Если парень в этот день делал девушке более существенный подарок, например, преподносил ей колечко или серёжки, то на него начинали смотреть как на жениха. Девушка, желающая приворожить парня, нередко приходила на вечерку с заранее испечённым небольшим ржаным хлебцем и угощала им своего ухажёра. При этом она незаметно клала ему в карман нитку, чтоб «привязать» его к себе покрепче.

Для крестьян Покров был праздником, когда отмечалось завершение всех сельскохозяйственных работ. («На Покров последний воз с поля двинулся».) Собранный урожай зерновых складывали в ригах и овинах, овощи в погребах и подпольях. Зима даёт о себе знать первым снегом и первыми морозцами. Говорили: «На Покров до обеда осень, а после обеда зима». Пограничное положение дня (между осенью и приближающейся зимой) делало его в глазах крестьян очень важным для предсказаний погоды: «Если на Покров снег покроет землю, зима наступит через месяц» (вятское), «Какова погода на Покров, такова и вся зима».

К этому дню спешили утеплить избу: проконопатить и заделать все щели и дыры, вставить вторые (зимние) рамы в окна. На Покров впервые начинали топить печи в жилых горницах. «Протапливание избы нередко носило характер ритуала. Например, тамбовские крестьяне специально к этому моменту пекли особые блинцы, а само действие называлось „запекать углы»» (Некрылова, 501).

Во дворе и в хлеву также все было убрано. С Покрова принято ставить скотину на двор на всю зиму до Егорьева дня (23 апреля / 6 мая). При этом совершали охранительные действия: чтобы уберечь животных от возможной бескормицы и болезней, им отдавали последний сжатый сноп — «пожинальник» (см. 15/28 августа); в ночь на Покров клали в ясли столько сена, сколько скотина не в силах была сразу съесть; поили лошадей и коров водой, пролитой через решето. В Кар-гопольском уезде Архангельской губернии крестьяне, когда скармливали скоту пожинальный сноп, обычно произносили: «Покров! Покрой нашу избушку теплом, а хозяина животом» (Соколова, 14). В Костромской губернии последний сноп с овсяной жатвы хозяева делили между всеми своими животными — по горсти лошадям, коровам, овцам, свиньям; не забывали и про птицу — кур, уток (Завойко, 1917; 17-18). А вот жители ряда мест Вятского края, угощая животных пожинальным снопом, часть его оставляли для домового, считая необходимым задобрить своего ближайшего «соседа»: «Вот, соседушко, тебе хлебушко, а ты корми нашу скотинушку» (Некрылова, 502).

Местных обычаев, связанных с праздником Покрова, было много, ведь день этот считался в народе благоприятным для начала и завершения различных работ и промыслов. Как правило, работников нанимали с Покрова, устанавливая различные сроки найма — до Крещения, до Евдокии, до Егория и т. д.; иногда нанимали и до следующего Покрова, то есть на год. По завершении сельскохозяйственных работ немало крестьян становились отходниками — шли на заработки в город. Чаще всего уходили те, кто владел каким-нибудь ремеслом (бондари, столяры, плотники, сапожники и т. д.). Но были и такие, кто спешил на Покров вернуться с летних заработков домой (бурлаки, грузчики, извозчики, офени и пр.). Обычно родная деревня встречала их весело: во многих регионах России было принято на Покров варить домашнее пиво. Нередко пивовары состязались — чьё пиво лучше, а желающих снять пробу и оценить достоинство напитка всегда находилось предостаточно. Обязательной была варка пива на Покров в Сибири, в Вятском крае, в Смоленской губернии, где она даже получила название «покровщины».

Традиционно с 1 октября (старый стиль) во многих губерниях страны открывались Покровские ярмарки, славившиеся продуктами земледельческого труда. Крестьяне старались продать на них излишки зерна, овощей, а на вырученные деньги купить товары для зимы: тёплую одежду, новые сани, предметы быта и т. п. Нередко можно было услышать: «Подожди до Покрова, весь долг выплачу».

Не забывали крестьяне и о своих умерших родственниках. Почти повсеместно ближайшая к празднику суббота отмечалась как день поминовения усопших. Крестьяне заказывали в церкви поминальный молебен, ставили свечу «об упокоении души». Дома пекли пироги, готовили кутью, кисель и шли на кладбище к родным могилам. Часто поминальная трапеза совершалась именно там.

23 июня (10 июня) — Тимофей

В день Тимофея Знаменного полагалось следить за знаками.

Народные приметы на Тимофея:

***

Коли на Тимофея знамения – будет голод.

***

Стаи ворон – к людскому мору

***

Хлеба «играют» волнами – к засухе.

***

Куры кудахчут, цыплята прячутся – к ненастью.

*

 


Изображение: Исаак Левитан. Березовая роща. 1885-1889

2 мая (19 апреля) — Иоанн Ветхопещерник

День обетного холста, оставляемого в поле.

Народные приговорки на Иоанна Ветхопещерника:

***

На Ветхопещерника обновляй новинку.

*

Народные обряды на Иоанна Ветхопещерника:

«Поселянки на этот день, отткавши свои холсты, выходят с обетным концом в поле, раскланиваются на все стороны и, обращаясь на восток, говорят:

«Вот тебе, матушка-весна, новая новинка!»

После сего расстилают конец холстины по лугу, кладут на него пирог и уходят домой с надеждою, что матушка-весна оденется в новину и за хлеб-соль уродит в изобилии лен и конопли».

Позднее жертвенный смысл обряда утратился, но сам обычай долго сохранялся, поскольку таким образом принято было отбеливать вытканные полотнища.

 

Народные приметы на на Иоанна Ветхопещерника:

***

Соловей защелкал, значит береза пустила лист

***

Соловей запевает, когда может напиться с березового листа.

*


Изображение: Лев Каменев. Весна. 1866