Сегодня в Народном календаре

Пт 16

16 ноября

16 ноября

Поиск по сайту

8 ноября — Дмитриев день. Димитриевская неделя — родительская, дедова.

Загрузка Мероприятия

« Все Мероприятия

  • Это мероприятие прошло.

8 ноября — Дмитриев день. Димитриевская неделя — родительская, дедова.

8 ноября

|Recurring Событие (Посмотреть все)

An event every year that begins at 12:00am on of Ноябрь, repeating indefinitely

Дмитриев день

8 ноября (26 октября)

Дмитриев день. Димитриевская (Дмитровская) неделя — родительская неделя, дедова неделя.

***

До Дмитровской субботы зима не становится.

***

Дмитриев день — зима уж лезет на плетень.

***

Коли в Дмитриев день холод и снег — весна будет поздняя и холодная, если оттепель — зима и весна теплые.

***

Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, а Дмитриев по голу, и Святая по тому.

***

Если Дмитриев день без снега, то Пасха будет теплая (воронеж.).

***

Дмитрий на снегу — весна поздняя.

***

Если Дмитрий в лодке, то и Егор в лодке (т. е. реки не покроются льдом до 9 декабря / 26 ноября — Юрьева дня) (вят.).

***

На Митрия реки замерзают (сибир.).

***

 Дмитров день перевоза не ждет (сибир.).

*

Дмитриев день рассматривался и как один из сроков сватовства.

***

До Дмитра девка хитра, а после Дмитра еще хитрее (вышед замуж) (южн.).

***

До Дмитра девка хитра, после Дмитра не будет такова.

*

На Дмитрия девки хитрые — собираются выйти замуж, так как после этого дня уже редко бывают в деревнях свадьбы до зимнего мясоеда.

В Дмитриев день повсеместно на Руси справляли поминки по усопшим. Дмитровская (Димитровская) неделя называлась родительской, дедовой. Особенно почиталась Дмитровская суббота — перед днем памяти святого Димитрия Солунского.

В Дмитриев день и в Дмитровскую субботу не работали. Как и на Радуницу, накануне Дмитровской субботы в Вятском крае принято было мыть полы, застилать лавки полотном, на тябло (полку с иконами) вешать чистое ролотенце: ночью, по поверью, родители приходят, по полотну походят и утрутся полотенцем [Власова, 135].

***

Покойнички на Русь Дмитриев день ведут: покойнички ведут, живых блюдут.

***

Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами.

***

Если в родительскую субботу случится оттепель, то на дедовой неделе роди¬тели отдохнут (после холодов ждут потепления) (костром.).

*

Дмитровскую субботу всегда проводили торжественно: посещали кладбища и служили на могилах панихиды, совершали обрядовую трапезу (тризну) и обрядовое «кормление» покойников, то есть оставляли на могиле часть пищи. В костромских селах пекли к этому дню лепешки, пироги, колобки, варили кисель. Корзину со снедью относили в церковь для раздачи нищим [Там же, 135].

***

Дмитриева суббота — кутейникам работа.

*

Поговорка подтверждает веру в то, что «чем щедрее приношения (для священников, отправляющих панихиды) и обильнее угощение, тем вернее доставляется загробной душе на том свете покой и отрада» [Степанов, 141].

***

Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота.

***

В Дмитриев день и воробей под кустом пиво варит (ярослав.).

*

Женщины причитали на могилах родителей и наиболее близких родственников.

ПЛАЧ СИРОТЫ НА КЛАДБИЩЕ В РОДИТЕЛЬСКИЙ ДЕНЬ:

Как иду я, горькая сирота,

Как иду я, горемычная,

Как в оградушку во мирскую,

Как к вам, мои родители,

Как к тебе, родима матушка!

Припаду я ко матушке сырой земле:

Не простонет ли мать сыра земля,

Не промолвит ли родитель мамонька

Что со мной, да горькой сиротой?

Подымитесь вы, ветры буйные,

Разнесите вы все желты пески,

Подымите родиму мамоньку

Что из этой из сырой земли!

Расскажу я, горька сирота,

Про свое да горе-кручинушку!

Исполать ты, родная мамонька,

Не могу я тебя докликатися,

Не могу тебя добудитися.

*

Ты уснула да крепко-накрепко,

Так не слышишь меня, горьки сироты,

Ты меня да горемычные!

Ты спроси, родная мамонька,

Про мое житье ты горькое,

Как живу я, да горька сирота,

Как не вижу я веселых дён,

Как живу я во рабах во работницах!

Мне не надо бы от чужих людей

Золотой казны,

Лучше быть мне, родима мамонька,

Со тобой во сырой земле!

Ты прижала бы меня, горькую,

К своему-то ретиву сердцу,

Ко своей-то ко белой груди!..

[Причитания, 319 — 320]

 

Причитание записано в деревне Брахутиной Варнавинского уезда Костромской губернии в 1919 году.

 

Вы должны быть авторизованы, чтобы оставить комментарий.