Народный календарь, основанный на устной культуре земледельца, переделал определение преподобного Иосифа: из песнописца церковных святцев он стал песнопевцем.
Видимо, не случайно именно ко дню Иосифа песнопевца в русском месяцеслове приурочено пробуждение сверчка от долгого зимнего сна:
«На Иосифа песнопевца сверчки просыпаются.»
В некоторых местах с появлением сверчков связывалось начало пахоты.
Народные приметы на Иосифа песнопевца:
***
Если сверчок кричит — время пахать под рожь.
***
Медведки закричали — сей пшеницу!
*
В связи с последней приговоркой надо сказать, что сверчками у русских, согласно В.И.Далю, назывались собственно сверчки (запечные), кузнечики (полевые и лесные), насекомое медведка (земляной сверчок).
Отмечалось также, что с этого дня не только начинает звучать голосок сверчка, но и впервые подает голос журавль.
Костромичи (главным образом женщины), чтобы спина не болела во время полевых работ, придерживались такого обычая: «Увидя первый раз весною пролетающих журавлей, нужно лечь на траву и семь раз перекувырнуться через голову, или перевернуться с боку на бок, приговаривая:
Журавель, журавель,
У тя шея колом,
А у меня спина колесом,
А не крюком.
Спина во время полевых работ будет „пружинная»».
Дети при виде летящих в родные края журавлей приветствовали птиц, выкрикивали, вторя их голосам:
Ики, ики, ики, ики — Курли, курли, курли,
Крики! Крики! Крики! Летят, летят журавли!
Икли, икли, икли — Курлы-си, курлы-си,
Это журавли! Это журавли! По Руси! По Руси!
Изображение: Брюллов Павел Александрович. Весна. 1875.
Об авторе